Система контроля расхода топлива предлагает новый способ контроля расхода бензина и газа малого коммерческого транспорта — по импульсам форсунки с помощью бесконтактного считывателя NozzleCrocodile. Теперь руководители автопредприятий смогут контролировать расход топлива с точностью не менее 99%.
Несмотря на стремительную динамику развития и условия жесткой конкуренции, целевой охват современного рынка систем контроля топлива довольно-таки узок. Ведь большинство компаний, работающих в данной сфере, разрабатывают свои решения лишь для парка тяжелых дизельных машин (грузовиков, автобусов, спецтехники).
В то же время, остается малоосвоенным достаточно обширный парк машин, относящихся к категории малого коммерческого транспорта (LCV): легковых, пикапов, малотоннажных грузовиков и микроавтобусов.
Причина указанной проблемы связана с отсутствием до недавнего времени эффективных решений, позволяющих с достаточной точностью контролировать расход бензина и сжиженного газа в рамках известных систем транспортной телематики.
Традиционные способы контроля топлива
Как правило, для контроля дизельного топлива системные интеграторы используют измерительные инструменты: датчик уровня топлива в баке (DUT), проточный расходомер топлива. Кроме того, на современных машинах данные о расходе топлива могут быть получены непосредственно из боpтовой информационной шины CAN. Каждое из указанных решений имеет как преимущества, так и недостатки, хорошо известные всем пользователям систем мониторинга транспорта.
Однако имеются и объективные факторы, определяющие актуальность и возможность применения того или иного инструментария на конкретной машине. Например, для малогабаритных автомобилей (легковых, пикапов, микроавтобусов) характерны общие ограничения по применимости традиционных решений контроля топлива:
- проблематично применение датчиков уровня топлива на топливных баках, имеющих малую высоту или сложную геометрическую форму;
- препятствием к применению проточных расходомеров топлива может служить отсутствие доступа к топливным магистралям или места для установки из-за ограниченного объёма подкапотного пространства;
- информацию из бортовой шины CAN не всегда удается получить. Да и точность получаемых из CAN данных о расходе топлива часто оставляет желать лучшего.
Кроме того, когда встает вопрос о необходимости контроля бензина, то здесь даже опытные интеграторы порой теряются и заходят в тупик при выборе решения: кто-то на свой страх и риск пытается ставить в бензиновые баки ДУТ, зачастую пренебрегая правилами пожарной безопасности (уже известно несколько случаев взрыва скопившихся в баке паров бензина при сверлении установочного отверстия для ДУТ).
Ну, а если же речь заходит о необходимости контроля газа, то тут любой системный интегратор разведет руками. А ведь не стоит забывать, что, составляющий львиную долю автопарков (особенно в городских условиях), легковой и легкий коммерческий транспорт работает как раз-таки на бензине или сжиженном газе, расход которых хочешь не хочешь, а необходимо контролировать. Однако все, что могут предложить для этого большинство системных интеграторов – установка трекера и… подсчет расхода топлива, исходя из установленных норм.
Новый способ контроля топлива
Система СКРТ предлагает новое оригинальное решение указанных проблем, а именно – контроль расхода бензина и газа по импульсам форсунки с помощью бесконтактного считывателя NozzleCrocodile.
NozzleCrocodile разработан специально для машин, оснащенных двигателями с электронным управлением форсунками в системе впрыска бензина или сжиженного газа. Его уникальная конструкция позволяет получать данные о расходе топлива автомобиля по импульсам форсунки двигателя, без вмешательства в целостность электронных систем машины. «Слушание» данных происходит без электрического контакта — через изоляцию проводов форсунки.
NozzleCrocodile – единственное решение на современном рынке транспортной телематики для контроля расхода газа на автомобилях, оснащенных газобаллоным оборудованием.
Принцип работы NozzleCrocodile достаточно прост — он считывает управляющие сигналы форсунки двигателя и преобразует их в нормированные импульсы, число которых пропорционально объему израсходованного топлива. Выходные импульсы NozzleCrocodile поступают на терминал мониторинга транспорта СКРТ, который передает их на сервер телематических услуг. Установленное на сервере программное обеспечение производит обработку и анализ полученных данных, а также формирует отчеты, содержащие информацию о расходе топлива (см. рисунок 1).
Практический опыт установки системы контроля расхода газа
Рассмотрим пример практической реализации нового решения контроля топлива СКРТ с использованием NozzleCrocodile.
Автомобиль Volkswagen Passat В5 (1998 г. выпуска, двигатель 1,8 л турбо, тип топлива — сжиженный газ/бензин). Двигатель машины оборудован газобаллонной аппаратурой 4 поколения, которая представляет собой систему распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, управляемыми электронным блоком (см. рисунок 2).
Газовые форсунки установлены на коллекторе, непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра (см. рисунок 3).
NozzleCrocodile, как правило, устанавливается на управляющий провод форсунки первого цилиндра двигателя. При помощи цифрового осциллографа в жгуте проводов форсунки первого цилиндра специалист-установщик СКРТ определил управляющий провод (в данном двигателе он – голубого цвета, а красный провод – масса). Осциллограммы сигнала форсунки, снятые с управляющего провода, приведены на рисунке 4.
После определения управляющего провода форсунки первого цилиндра и провода массы, их согласно маркировке уложили в «пасть» NozzleCrocodile. Соответствующие провода соединительного кабеля NozzleCrocodile подключили к бортовой сети автомобиля и импульсному входу онлайн-терминала (см. рисунок 5) согласно эксплуатационной документации на устанавливаемое оборудование /
При установке NozzleCrocodile следует иметь ввиду, что каждому выходному импульсу всегда соответствует определённый объем израсходованного топлива, однако цена импульса индивидуальна для каждого автомобиля. Для расчета израсходованного объема топлива система СКРТ использует калибровочный коэффициент K, который необходимо ввести в настройки терминала.
Для выполнения процедуры калибровки NozzleCrocodile (определения значения калибровочного коэффициента K) был заправлен полный баллон сжиженного газа, после чего установщик ввел в настройки терминала начальное значение калибровочного коэффициента Кн=184 имп/л. После проведения предварительного заезда по отчетам аналитического программного обеспечения ORF MONITOR расход газа составил QORF=41,3 л.
После дозаправки баллона сжиженным газом до полного объема не составило труда определить расход газа по счетчику газозаправочной станции QФ=52,5 л.
На основании полученных данных было рассчитано значение калибровочного коэффициента по формуле: K=(KH*QORF)/QФ=(184*41,3)/52,3=145 имп/л.
Калибровочный коэффициент K установщик ввел в настройки терминала, после чего для проверки точности функции измерения системой СКРТ израсходованного топлива был проведен контрольный заезд.
В результате контрольного заезда по отчетам ORF MONITOR расход газа составил QORF=28,1 л.
После дозаправки баллона сжиженным газом до полного объема расход газа по показаниям счетчика газозаправочной станции составил QФ=27,9 л.
Относительная погрешность определения расхода газа системой СКРТ была рассчитана по формуле: δ=((QФ-QORF)/QФ)*100%=((27,9-28,1)/27,9)*100%=-0,7%
В результате контрольного заезда на основании данных, полученных системой СКРТ, был сформирован аналитический отчет по топливу (см. рисунок 6).
Теперь расход топлива LCV под контролем!
Применение в системе СКРТ нового инструмента для контроля расхода бензина и газа позволяет владельцу малого коммерческого транспорта контролировать расход топлива с точностью не менее 99%.
Кроме того, стоит упомянуть еще об одной немаловажной, полезной особенности предлагаемого нового решения, а именно – возможности своевременного выявления неисправностей топливной системы автомобиля.